Воскресенье, 05.05.2024, 10:06Приветствую Вас Гость

ZARLIT

Каталог статей

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 75
Показано материалов: 21-40
Страницы: « 1 2 3 4 »

Много сил тратит современный писатель на создание лихой фабулы, способной завоевать внимание и память читателя. На книжных полках гностические триллеры («Трилогия» В.Сорокина) и революционные боевики («Санькя» З.Прилепина), политические апокалипсисы (большинство романов А.Проханова) и деяния сверхчеловека в контексте восточной мудрости (весь В.Пелевин), фантасмагорические биографии политиков и философов (весь В.Шаров), катастрофы российской семьи в стиле античной трагедии («Елтышевы» Р.Сенчина) и неоимперские эпосы («Укус ангела» П.Крусанова). Причудливые, насыщенные событиями сюжеты, – с надеждой на удачную конкуренцию с эстетикой кино, телевидения, с поэтикой новостей, бьющей по нервам непридуманными драмами.
Татаринов А. В. | Просмотров: 2443 | Добавил: Hamlet | Дата: 09.11.2011

 Нас интересует заочный диалог Вадима Кожинова и Юрия Селезнёва, для которых Достоевский был личностным выражением русской идеи, одним из главных создателей её художественного пространства. Будем опираться на работу Кожинова "Роман – эпос нового времени", написанную в начале 60-х годов, и на книгу Селезнёва "В мире Достоевского", законченную на рубеже 70-х – 80-х годов. И Кожинов, и Селезнёв выступают здесь как теоретики, которые твёрдо знают, что роман – не только господствующий жанр нового времени, но и совершенная форма нерационального познания жизни. Оба понимают, что романы Достоевского – нечто большее, чем литература. Они – область свободного сознания, достигающего религиозной высоты. "Его роман – это как бы и роман, а вместе с тем ещё и нечто такое, что не укладывается в понятие чисто литературного жанра", – считает Юрий Селезнёв. Литературоведческая речь становится личным исповеданием, явлением персонального "символа веры", который нельзя не заметить.
Татаринов А. В. | Просмотров: 470 | Добавил: Hamlet | Дата: 09.11.2011

  ...Что общего у двух французских писателей? Герой – интеллигент 30-40 лет, при деньгах и необходимой собственности, не женат или разведён, пребывает во внутреннем кризисе, живёт на излёте надежды. Секс – единственная настоящая привязанность к жизни. Об этой привязанности повествователю хочется говорить постоянно, говорить без страха и цензуры. На первом плане – мужское сознание, низко оценивающее окружающий мир. Но сохраняется детальное изображение предметов и особенно товаров "погибающего мира" с указанием названия производящей фирмы. Частые воспоминания о Шопенгауэре, Бодлере, Селине помогают оценить общие корни двух образов современного французского пессимизма.

Татаринов А. В. | Просмотров: 611 | Добавил: Hamlet | Дата: 09.11.2011

  В серьёзных статьях и необязательных разговорах приходится сталкиваться с противопоставлением Вадима Кожинова и Сергея Аверинцева как филологов и мыслителей, представляющих два конфликтных полюса русского гуманитарного сознания: Кожинов – славянофил, Аверинцев – западник, один – сторонник русского тоталитаризма и агрессивного православия, другой – европеец-экуменист с католическим уклоном, Кожинов – новый Леонтьев, Аверинцев – новый Соловьев. В том, что они – разные мыслители, в том, что у каждого свой взгляд на христианство и его судьбу в мире, – есть правда, но мы хотим сделать акцент на другом: на необходимости Вадима Кожинова и Сергея Аверинцева для современной России в целом, для отечественного гуманитарного знания в частности.

Татаринов А. В. | Просмотров: 543 | Добавил: Hamlet | Дата: 09.11.2011

Работа опубликована на портале "Русское поле" (http://parus.ruspole.info/node/237)
Татаринов А. В. | Просмотров: 447 | Добавил: Hamlet | Дата: 06.11.2011

Философия и наука ХХ века характеризуются созданием особой модели нелинейного и непостижимого мира, главной чертой которого становится множественность, релятивизм и недоверие к позитивистскому знанию. Эти черты ярко выражены в литературе постмодерна, где главным принципом построения текста становится смысловая неопределенность (Ж.Деррида). В соответствии с этим меняется суть отношений автора и читателя –  они включаются в игру в погоне за ускользающей истиной текста, которая теряет свой статус Абсолюта, превращаясь в результат языковой игры. 

Блинова М. П. | Просмотров: 680 | Добавил: Hamlet | Дата: 21.08.2011

Современное литературоведение предполагает потенциальную бесконечность смыслов художественного текста, а, значит, и различные принципы его интерпретации. В связи с этим особое значение приобретают архетипы как некие иррациональные структуры, недоступные сознательному анализу, но проявляющие себя в мифе, и позже – в литературном тексте в виде архетипических образов и мотивов. Наличие в них бессознательных элементов порождает множественность заложенных в таком образе смыслов, а, следовательно, и множественность интерпретаций. Они связаны не только с индивидуальными психическими характеристиками исследователя, а, в основном, с отсутствием, по словам Юнга, «стимула или точки отсчета для анализа».
Блинова М. П. | Просмотров: 1487 | Добавил: Hamlet | Дата: 21.08.2011

Эпоха постмодерна с наибольшей силой отразила общий кризис веры в авторитеты, догмы, единую Истину, поддающуюся рациональному осмыслению - на смену им приходит релятивизм, «представление о бытии как становлении бесконечного мира и множественности истины». Появляется новый тип мироощущения, в соответствии с которым меняется язык художественных текстов, философских и литературоведческих работ и  их стиль. Главной его задачей становится преодоление однозначности и законченности высказываний, не соответствующих современному представлению о мире, поэтому, как пишет Скоропанова, «закономерно стремление освободиться от тоталитаризма языка и непосредственно связанного с ним мышления». 

Блинова М. П. | Просмотров: 662 | Добавил: Hamlet | Дата: 21.08.2011

Идея смерти получила большое распространение в дискурсах теоретиков постмодерна, в частности в работах М. Фуко, М. Бланшо, Э. Левинаса, Ж. Батая, Р. Барта, Бодрийяра, Ж. Деррида и др., и связана прежде всего с разрушением целостности субъекта. Эксплицируя и подвергая сомнению различные функции человека как автора и читателя, субъекта и объекта, теоретики постмодернизма одновременно разрушают целостность человека как такового, как одной из единиц бытия.

Блинова М. П. | Просмотров: 2413 | Добавил: Hamlet | Дата: 21.08.2011

Эпоха постмодерна с наибольшей силой отразила общий кризис веры в авторитеты, догмы, единую Истину, поддающуюся рациональному осмыслению - вместо них появляется всеобщий релятивизм, «представление о бытии как становлении бесконечного мира и множественности истины». Смена парадигмы происходит не только в искусстве, но и гораздо раньше в науке: общая теория относительности Эйнштейна, неевклидова геометрия Лобачевского, теория неопределенности Гейзенберга, парадоксы в теории множеств, концепция математического бессознательного Пуанкаре и многое другое – все это разрушало представление о детерминированном мире с одной единственной моделью действительности. Словом, в современной науке мир начинает восприниматься как «…совокупность нелинейных процессов», и его свойства  - непознаваемость, нелинейность, открытость систем, релятивизм и множественность смыслов – попадают в рамки религиозной парадигмы негативной теологии – ветви византийского мистического богословия.

Блинова М. П. | Просмотров: 883 | Добавил: Hamlet | Дата: 21.08.2011

Образ лабиринта, восходящий еще к античности, именно в ХХ веке становится одним из самых ярких знаков воплощения современной апофатической парадигмы мира. Этот символ  встречается в произведениях многих русских и зарубежных авторов (А.. Роб-Грийе, Ф. Кафка, Дж. Джойс, поэзия В. Брюсова, Соллогуба, И. Бродского и др.) и играет особую роль в текстах постмодернистов. 
Блинова М. П. | Просмотров: 1870 | Добавил: Hamlet | Дата: 21.08.2011

Философия и наука ХХ века характеризуется созданием особой модели плюралистичного, нелинейного и непостижимого мира: общая теория относительности Эйнштейна, неевклидова геометрия Лобачевского, теорема Геделя о неполноте логических систем, концепции проявления бессознательного в искусстве, разработанные в трудах  К.Юнга, Ж.Лакана, Ж.Делеза и Ф.Гваттари, Ю.Кристевой и приведшие к особому феномену «скольжения означаемого», многозначности и открытости смысловых структур, разрушают представление о логически фиксируемом, одноплоскостном мире. Однако наряду с этим ХХ век дает примеры удивительно жестоких в своей однозначности тоталитарных режимов, мифологий и стереотипов, завладевших массовым сознанием, сект и учений, основанных на жестком догматизме. В этом контексте постмодернизм становится попыткой преодолеть власть стереотипов современной цивилизации; иллюзий, старательно создаваемых и поддерживаемых СМИ, политикой, телевидением, а также сделать сознание и язык человека в какой-то мере адекватными современному множественному миру-хаосу. 

Блинова М. П. | Просмотров: 1165 | Добавил: Hamlet | Дата: 19.08.2011

Философия и наука ХХ века характеризуются созданием особой модели нелинейного и непостижимого мира, главной чертой которого становится множественность и релятивизм, причем не только физических величин – времени и пространства, но и духовных  - Истины, Добра, Бога. Недоверие к позитивистскому знанию, установка на плюрализм наиболее ярко отражаются в литературе постмодерна, создающей полисемичную модель текста, разрушающего линейность повествования, направленного на игру с читателем и активное сотворчество с ним, многозначность и множественность интерпретаций. Главным принципом построения текста становится смысловая неопределенность (Ж.Деррида), в соответствии с этим меняется суть отношений автора и читателя –  они включаются в поиск ускользающей истины текста, которая теряет свой статус Абсолюта, превращаясь в результат языковой игры. 
Блинова М. П. | Просмотров: 882 | Добавил: Hamlet | Дата: 19.08.2011

Двадцатый век – одно из самых парадоксальных духовных пространств истории человечества. С одной стороны, философия и наука (общая теория относительности Эйнштейна, неевклидова геометрия Лобачевского и т.д.) создают образ нелинейного и непостижимого мира, главной чертой которого становится множественность и релятивизм. Вместе с тем ХХ век дает примеры удивительно жестоких в своей однозначности тоталитарных режимов, мифологий и стереотипов, завладевших массовым сознанием, сект и учений, основанных на жестком догматизме. В этом контексте постмодернизм становится попыткой преодолеть власть стереотипов современной цивилизации; иллюзий, старательно создаваемых и поддерживаемых СМИ, политикой, телевидением, а также сделать сознание и язык человека в какой-то мере адекватными современному множественному миру-хаосу. 

Блинова М. П. | Просмотров: 705 | Добавил: Hamlet | Дата: 19.08.2011

Термин «архетип» активно используется в современном литературоведении, в частности в работах В. Хализева, И. Ильина и многих других, но свое определение он впервые получил в трудах швейцарского психолога К.Г. Юнга. В своем учении о бессознательном он утверждал, что существует «определенная наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет…эта структура заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом» (8, с. 8-9). Эти коллективные типы психики, некие «архаические остатки» Юнг назвал «архетипами», опираясь на выражение Блаженного Августина.
Блинова М. П. | Просмотров: 1174 | Добавил: Hamlet | Дата: 19.08.2011

Многие рассказы В. Пелевина можно объединить в один гипертекст, который, в свою очередь, включает в себя интертекстуальные отрывки из произведений русских и зарубежных классиков. Таким образом, Пелевин создает текстовое многомерное пространство, открытое и парадигматически (произведения других авторов), и синтагматически (собственные тексты).

Блинова М. П. | Просмотров: 1937 | Добавил: Hamlet | Дата: 19.08.2011

Лирика Э. По как ярчайшего представителя американского романтизма исследовалась довольно активно, и в настоящее время по отношению к этому художнику уже сложилось несколько научных подходов, подробно охарактеризованных в статье профессора Э.Ф. Осиповой «Эдгар По в американской критике последних десятилетий». Вместе с тем сама разноголосица критических суждений требует более глубокого анализа творческой индивидуальности автора, в частности, особого сюжетостроения его поэтических текстов, допускающих различные интерпретации. И задача этой статьи – показать открытость модели магистрального лирического сюжета Э.По, которая связывает его поэтический метод с апофатической системой византийского богослова Дионисия Ареопагита, предполагающей неопределенность и смысловую бесконечность истины (Бога) и вследствие этого делающей поиск ее максимально открытым для активного сотворчества познающего субъекта с объектом познания.  

Блинова М. П. | Просмотров: 2351 | Добавил: Hamlet | Дата: 19.08.2011

Термин «архетип» в настоящее время стал необычайно популярен в самых разных сферах искусства и науки – от теории менеджмента и информационного взаимодействия до web-дизайна. При этом его значение довольно широко варьируется. Это и «набор понятий аналитических объектов», и «устойчивые мотивы», и «состояния сознания», и «прообразы», и «мифические категории сжатия», и «программа восприятия» и т.д.

Блинова М. П. | Просмотров: 851 | Добавил: Hamlet | Дата: 19.08.2011

Острейшее в социальном отношении, пронзительное по своему эмоциональному накалу и реалистической достоверности, мастерски сделанное технически, новое произведение Веры Галактионовой, уже заслужившей репутацию одного из отечественных первопроходцев психологического реализма, в значительной мере базируется на продуманных ассоциативно-символических рядах, органически сопряженных с изображаемой действительностью. Они скрепляют бытовой материал, структурируют действие, объединяют различные сюжетные линии, подчёркивают идейное содержание, усиливают выразительность высказывания, возвышают текст до уровня масштабного исторического обобщения.
Чумаков С. Н. | Просмотров: 399 | Добавил: Hamlet | Дата: 19.08.2011

Болеслав Лесьмян ("Корчма", "Для чего мне эти свечи, эти лица?"), Казимира Иллакович ("Смерть", "Я жду тебя о сумрачной поре"), Константы Ильдефонс Галчинский ("Путешествие в счастливую Аравию", "Смерть братика"), Тадеуш Ружевич ("Покойник из вежливости").
Чумаков С. Н. | Просмотров: 2230 | Добавил: Hamlet | Дата: 19.08.2011

Категории раздела
Татаринов А. В. [39]
Чумаков С. Н. [6]
Гончаров Ю. В. [5]
Татаринова Л. Н. [8]
Блинова М. П. [13]
Ветошкина Г. А. [4]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0