Эпоха постмодерна с наибольшей силой отразила общий
кризис веры в авторитеты, догмы, единую Истину, поддающуюся рациональному
осмыслению - вместо них появляется всеобщий релятивизм, «представление о бытии
как становлении бесконечного мира и множественности истины» (5, 13-14). Смена
парадигмы происходит не только в искусстве, но и гораздо раньше в науке: общая
теория относительности Эйнштейна, неевклидова геометрия Лобачевского, теория
неопределенности Гейзенберга, парадоксы в теории множеств, концепция
математического бессознательного Пуанкаре и многое другое – все это разрушало
представление о детерминированном мире с одной единственной моделью
действительности. Словом, в современной науке мир начинает восприниматься как
«…совокупность нелинейных процессов» (3, 200), и его свойства - непознаваемость, нелинейность, открытость
систем, релятивизм и множественность смыслов – попадают в рамки религиозной
парадигмы негативной теологии – ветви византийского мистического богословия.
Исходным тезисом данной системы является рациональная
непостижимость объекта познания – Бога -
вследствие его запредельности словам и человеческому мышлению. В результате целью познания
становится перестройка мышления, которое должно стремиться не
познать истину, а быть «со-ответным» ей, то есть постоянно меняться, выходить
на новые горизонты созерцания, чтобы приблизиться к подвижной, ускользающей
истине. Подобная установка предполагает и
создание определенного апофатического дискурса, основные черты которого схожи с
постмодернистской эстетикой, в частности, с теорией деконструкции, выдвинутой
Ж. Деррида. Сам термин
«деконструкция» не получает у него однозначного определения. Играя с привычным представлением
о деконструкции как о разложении на составные части, разрушении, Деррида
утверждает, что ее истинный смысл состоит как раз в обратном – это своеобразная
«реконструкция», так как разложение на элементы позволяет увидеть глубинную
структуру, а, значит, более глубоко постигнуть смысл целого. Таким образом,
основной смысл оказывается противоположным общепринятому, лежащему на
поверхности. Все и везде, по мнению Деррида, подвержено деконструкции, поэтому
и невозможно ее четкое определение. Фиксирование смысла в однозначном
определении положит конец всеобъемлющему процессу деконструкции, так как что-то
войдет в рамки этого смысла, что-то – нет. Поэтому в различных контекстах
деконструкция может быть заменена бесконечным множеством других слов: письмо,
след, различание, приложение, гимен, грань, почин… «Чем не является
деконструкция? – да всем! Что такое деконструкция? – да ничто!» - заключает
Деррида (3, 16). Деконструктивистский подход сравнивается у Деррида с
«…суматошным поведением птицы, стремящийся отвести опасность от птенца,
выпавшего из гнезда. Лишь беспрерывные спонтанные смещения, сдвиги
амбивалентного, плавающего, пульсирующего «нерешаемого» способны приблизить к
постижению сути деконструкции» (3, 18). Это есть не что иное, как апофатическое
«кружение» около непостигаемого ядра значения.
Сам Деррида характеризует свой подход как «мягкий,
невоинственный», вновь вступая в игру с ассоциативным значением деконструкции.
Специфика его подхода, по мнению Н.Б. Маньковской, состоит в «…инакости «другого»,
отличного от техно-онто-антропо-теологического взгляда на мир, не нуждающегося
в легитимации, статусе, заказе, рынке искусства и науки» (3,19). О
необходимости такого нового, незамутненного взгляда говорил и Дионисий
Ареопагит, давший в своих трудах («Мистическое богословие», «Письмо Гаю монаху»,
«Божественные имена») наиболее четкое
обоснование апофатического метода, предлагая в качестве средства его достижения
систему апофатических отрицаний. Деррида же заменяет ее деконструкцией, которая
позволяет преодолеть этическую и эстетическую запрограммированность творчества,
прийти к «переизобретению изобретения» в области искусства и литературы.
Практической реализацией его теории служит ряд литературно-философских
произведений и парадоксальных высказываний, рассчитанных на шоковое восприятие:
«восприятия не существует», «может быть, я мертв», «имя собственное – не
собственное», «вне текста ничего не существует», «секрет в том, что понимать
нечего», «вначале был телефон» и т.д. Эти парадоксы заставляют читающего выйти
за рамки классической философии и незапрограммированно, без готовых паттернов
восприятия погрузиться в текст. Утратив привычный смысл, человек вынужден
заново его искать, перестраивая при этом в какой-то степени свое мышление и
привычный взгляд на вещи.
Стилистические приемы, к которым прибегает
Деррида, чтобы добиться деконструкции, по существу, те же, что и у Дионисия:
рассеивание смысла, вследствие игры оттенками значений, выдвижения на первый
план контекстных значений, сталкивание противоположных смыслов в одном слове,
фразе, тексте. В результате четкость значения такого текста размывается, он
теряет границы, начало и конец разрастаются до бесконечности. Символы, метафоры, употребление слов вне привычного
контекста выполняет у Деррида еще одну функцию: они выясняют «меру
самостоятельности языка по отношению к своему мыслительному содержанию» (1,21).
Знак в концепции Деррида не замещает вещь, не связывает материальный мир вещей
и идеальный мир слов. Означающее может лишь отсылать к другому означающему, а
означаемого как нечто материального вообще нет. В результате знак утрачивает
свое первичное значение, а письмо, как знак знака, становится вдвойне
вторичным. При таком подходе получается, что языковые единицы обладают не
смыслом, а «эффектом», «следом смыслов», утрачивается ясность и цельность их
значения. Поэтому возникают «…новые конфигурации письма как бесконечного, не
знающего покоя поиска недостижимого единства смысла» (1,25).
По сути, то же самое происходит в трудах богословов
«негативной теологии». Поиск дискурса, подходящего для описания Бога, который
вне любых слов и имен, также привел их к деконструкции языковых знаков. Главная
цель апофатических текстов – привести к тому невыразимому, что стоит за
словами, к «…пустому молчанию созерцания». Поэтому апофатический дискурс
расшатывает привычные значения языка, разрушает пределы смысла слов, играя с
лексической полисемией и омонимией. Само словосочетание «апофатическое
богословие» - оксюморон по своему происхождению: «речь о Боге, которая есть
отсутствие речи», точно так же, как у Деррида деконструкция не есть
деконструкция, а центральное понятие данной теории - неографизм differance (различание) - заключает в себе противоположные
стремления – установить различие (difference) и «отсрочить» его (differеr). Здесь виден
один и тот же подход к языковой системе и знаку, недаром так схожи стили
текстов деконструкции («differance это не что-либо, не форма, не состояние, не сила в
мире, которой все виды имен могут быть даны, не что-либо, существующее как
субъект, … не имеющее имени в нашем языке» - Деррида) и апофатического богословия: «Бог - это не душа, и не ум... не разум, и не
мышление...ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни
неравенство, ни подобие, ни неподобие... » (Дионисий Ареопагит).
Сходство между концепцией деконструкции и
апофатическим дискурсом настолько очевидно, что сам Деррида счел нужным
показать, что его теория не негативная теология. В статье «Как избежать
разговора» он говорит о различии в онтологических установках деконструкции и
апофатического богословия: «То, что я пишу, не относится к «негативной
теологии»… как раз по причине …онтологической ставки сверхбытийственности» (1,
252) - византийские богословы опираются на исходное утверждение, что есть Бог,
которое превращает апофатические тексты в особый род молитвы. В соответствии с
этим Деррида обвиняет негативных теологов
в упрямом желании «…подвергнуть Бога деконструкции и в то же время
сохранить его», поэтому они «..не могут и не подвергают деконструкции язык в полной
мере…» (5). Вместе с тем Деррида пишет, что «негативную теологию можно
истолковать как определенную типическую установку относительно языка…
негативная теология состоит в полагании того, что любой предикативный язык не
является адекватным относительно сущности…» (1, 252). Но при таком подходе
теория деконструкции языкового знака находится в русле этой самой негативной
теологии, и вполне закономерным кажется утверждение Р. Стефенс, являющееся
характерным для большинства западных работ, сравнивающих эстетику Деррида и
негативную теологию: «As a methodology and a linguistic system, they share the same rules and accomplish homologous functions, they comparable and even virtually nterchangeable» - «Как методология и лингвистическая система они
подчиняются одним и тем же правилам и выполняют схожие функции, они сравнимы и
даже взаимозаменяемы» (5). Сходство между апофазисом и постмодернизмом не
ограничивается только теорией деконструкции Деррида. Оно связано с общей
тенденцией постструктуралистской эстетики, которая, по мнению Тодорова,
заключается в «перенесении исследовательских интересов с познания неизвестного
на непознаваемое… Постмодернизм в литературе ведет читателя от неведомого к
неисповедимому» (3, 46). А это требует особых методов анализа и описания,
которые уже были использованы для описания непознаваемой сущности Бога в
апофатике. Невозможность описания подобного содержания при помощи слов,
стремление проникнуть «за» них, рождает неоавангард, «…создающий кататонические
типы литературы и музыки молчания, живописи и кинематографа как пустого
пространства и т.д.» (3, 46). Это становится реализованным апофатическим
стремлением к пустоте, наполненной всеми возможными словами, к постижению через
созерцание. В рамках апофатической парадигмы находится и концепция симулякров
Бодрийара, и теории проявления бессознательного в искусстве Юнга, Лакана,
Делеза и Гваттари, Кристевой, приведшие к особому феномену «скольжения
означаемого», многозначности и открытости смысловых структур.
Кроме того, фрагментация постмодернистского текста,
соединение различных стилей, взаимоисключающих положений, шизоанализ превращают
стиль текста в модель хаоса, передают представление о мире как о
«самоорганизующемся хаосе», который наделяется в постмодернизме особым
значением. Он начинает восприниматься как «творящее начало», позволяющее
преодолеть логоцентризм и отражающее «множественность текучей истины». Поэтому
сам стиль постмодернистских текстов может оцениваться как созидательный хаос,
оказывающий активное влияние на сознание читателя. По сути чтение текста
превращается в рефрейминг - «…создание такого pечевого контекста, пpи котором у
человека pазрушаются уже сложившиеся познавательные ноpмы, утрачивается
автоматический контроль рациональных факторов, приобретенных в опыте» (2).
Именно на это расшатывание «pамки», выход за пределы осмысленных и четких
представлений, направлено своеобразие стиля текстов как постмодернизма, так и негативной теологии.
Таким образом,
релятивизм и плюрализм философии постмодерна вводит современную эстетику и
методологию познания в философско-эстетическое поле апофазиса – особого
богословского метода познания, предполагающего недостижимость конечного
описания истины. Однако при сохранении методологии и техники меняется
центральная онтологическая установка. В
постмодернизме исчезает религиозная окраска, и место Бога занимает текст, а в
иных случаях и гипертекст, созданный из художественных, философских, научных
произведений, графических и живописных знаков. Но при этом сохраняется главное
– «расположение ума», отказывающееся от составления однозначных суждений,
отсюда – открытый контекст постмодернизма, стимулирующий поиск смысла,
«присутствие отсутствия», «постмодернистские смысловые и пространственные
смещения» - постмодернистский дискурс становится стратегией, направленной не на
фиксирование определенной истины, а на изменение мышления. Все это дает право
говорить об интерпретации некой исходной религиозной модели познания в
современной философии.
Список использованной литературы
- Гурко Е.
Деконструкция: тексты и интерпретация. – Минск: Экономпресс, 2001
2.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм // http://www.guelman.ru/slava/postmod/index.html
- Маньковская
Н.Б. Эстетика постмодерна. – СПб.: Алетейя, 2000
- Скоропанова
И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. –
СПб.: Невский Простор, 2001.
- Stephens
R. Eckhart and Abgescheidenheit: Deconstructing Derrida // http://www/op/org/eckhart/Essay.html
|