Каталог статей
В категории материалов: 39 Показано материалов: 21-39 |
Страницы: « 1 2 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Снова скончалась российская интеллигенция. Инфицированная вирусом серости, брошенная врагами, не интересная себе самой, она уступила место классу существ, неплохо владеющих иностранными языками, разбирающихся в психологии, способных играть с разнообразными стилями, но не имеющих никакого отношения к идейности и беспочвенности, которые определяли портрет классического русского интеллигента. На эти грустные мысли наводят нас два недавно изданных романа – «ВИТЧ» Всеволода Бенигсена и «Всё, что вы хотели, но боялись поджечь» Анны Козловой. |
Одна из самых простых и закономерных задач словесности – сохранение памяти о собственной жизни: о родителях, жёнах, друзьях детства, о личных трагедиях и комедиях. Сильнейший стимул в развитии писательского мастерства – спасение от беспамятства родных сюжетов, воскрешение себя силою словесного искусства. Превратить своё прошлое и настоящее в устойчивую историю – знак того житейского, автобиографического реализма, который в последние годы крепнет в нашей литературе и становится едва ли не главной альтернативой разнообразным фантастическим фабулам, в которых душа автора спрятана так глубоко, что мысль о соотнесении с реальностью повседневного существования и вовсе не возникает. В данном контексте новые книги Андрея Аствацатурова («Скунскамера») и Сергея Шаргунова («Книга без фотографий»), только что переизданные произведения Романа Сенчина («Минус», «Нубук», «Вперёд и вверх на севших батарейках»). Авторы фотографируют себя и персональное прошлое, присутствуют в текстах с подлинными именами и фамилиями, рассказывают о том, как учились, влюблялись, трудились и – обязательно – впадали в пессимистические настроения. |
У современного философа Вадима Руднева есть работа «Метафизика футбола». В ней сообщается, что мужики, напряжённо наблюдающие за матчем, на самом деле заняты просмотром порнофильма. Когда мяч оказывается в воротах соперника, это может означать лишь одно: после удачной комбинации пришло время кульминации полового акта, забитый гол – знак оргазма, ради которого заполняются стадионы и шумят болельщики перед телевизором. А ещё Вадим Руднев считает, что реализма не существует, и нельзя называть этим идеологическим словом литературу XIX столетия. Меня, с детства увлечённого игровыми видами спорта, особенно обеспокоила рудневская метафизика футбола. То ли смотрю, о том ли думаю? Решил, что всё-таки созерцаю спортивный поединок, не подсматривая при этом за совокупляющимися телами. Но тревога осталась. Современная словесность многое делает для того, чтобы поддержать в читателе ощущение нарастающей тревоги, неуверенности в мире. Гамлет, подозревающий, что обитаемая вселенная – это Клавдий, убивший брата, живёт среди нас. |
Опубликовано на http://www.rospisatel.ru/konferenzija/tatarinov.htm. 2011 г. |
Когда в издательстве «Эксмо» был подготовлен к печати роман Юрия Мамлеева «После конца», на экраны страны вышел фильм Ларса фон Триера «Меланхолия». В наши дни апокалипсисы часто идут параллельно, расталкивая друг друга у порога вечности, которая снова проигрывает длящемуся времени. В современной культуре эсхатология — модная тема, форма новой сентиментальности, заставляющая вздыхать об исчезающем мироздании. Она же — эффектный кадр, в котором до жути любопытно представить себя. Что ж делать, многим приятно пить и танцевать на фоне последнего для нас астероида. Ведь мало кто верит, что он прилетит. Религиозные страхи и предчувствия мы привыкли топить в искусстве, поэтому у нас много разных апокалипсисов. Оценивая очередную катастрофу, надо воспринять ее как симптом. Стоит поразмышлять о диагнозе и, возможно, увидеть путь. |
Современный литературный процесс отличает децентрация. В нём легко увидеть маргинальность, эпизодичность и необязательность. Нет консолидирующей фигуры, вокруг которой мог быть образован диалог. Такой фигурой не является ни Гарсиа Маркес, ни недавно ушедшие Сэлинджер или Павич. Такая же ситуация — и в русской литературе. Высок авторитет, допустим, Распутина или Белова, но они имеют лишь косвенное отношение к современной литературной ситуации. Публицистика интересует их больше, чем поэтика. Нарастает ощущение факультативности каждого художественного текста. Трудно не прочитать, например, Коэльо, книги о Поттере или романы Дэна Брауна, потому что все их читают и все о них говорят, но это не совсем литература. Нет литературных направлений и школ, способных бороться за созданную ими эстетику. Тому, кто помнит о литературных спорах "серебряного века", о теургических контекстах поэзии и прозы, сейчас может стать скучно. |
Уставшие от литературной историософии могут радоваться: наконец-то современный роман посвящён обыкновенному человеку – простому, незаметному интеллигенту, который не похож на пелевинских или мамлеевских супергероев, не погружается в рассуждения о тщетности всей национальной истории (как герой «Русской книги» Стогова), не тяготеет к юродству, за которое могут сжечь на костре (как героиня «Цветочного креста» Колядиной). Персонаж романа Олега Зайончковского «Загул» отправляется в классическое русское путешествие, билет получен смешением портвейна, пива, текилы, коньяка. У сторонников сурового реализма может появиться претензия: водки практически нет. А ведь мы хорошо знаем, что русский загул – это водочный путь, тропа мужчин, которые перешли границу, отделяющую вялотекущую обыденность от сюжетов, которые нельзя угадать заранее. Но мужского начала в романе Зайончковского практически нет, может, поэтому и водка отсутствует. Безволие управляет героем не хуже, чем сам он двигает стаканом. |
Вроде бы не на страницах «Литературной России» рассуждать о Пелевине. Не его газета, не её писатель. Но современной словесности и самой русской жизни, чью «цветущую сложность» словесность призвана поддерживать, вряд ли поможет кастовый подход, отсекающий «чужое». Тот, кто задействован сегодня в филологическом образовании, хорошо знает: не литератор-западник атакует ныне славянофила, а ошалевший от гламура и рационализма мир стремится задавить литературу как пространство свободной мысли и отдохновения человека от рекламы, технологий и театрализованной политики. Литература в начале тысячелетия «под ударом»: «чиновник» (как собирательная фигура бездушия и фиктивного прагматизма) многое делает для того, чтобы в школах, вузах и умах молодых людей художественная словесность сохранилась лишь как плохое воспоминание. |
Хорошо известно, что роман Леонида Леонова «Пирамида» любят не все литературоведы и критики. А.М. Любомудров, М.М. Дунаев, А.Варламов считают его антихристианским произведением, духовным падением писателя, который около полувека посвятил созданию эпоса, в котором Бог и сатана близки к примирению, а человек – к уничтожению. Многие филологи-христиане, не собираясь писать о «Пирамиде», в частных беседах сообщают о своём настороженном отношении к леоновскому тексту. И дело не в объёме, хотя многих пугает и он, а в тёмной атмосфере, в стремлении каждого героя, будь то священник Матвей или кинорежиссёр Сорокин, сообщить о практически решённой гибели мира. |
Опубликовано на http://www.zavtra.ru/denlit/122/14.html. 2006 г. |
Современная литература часто обращается к устойчивым событиям мировой культуры, облегчающим возникновение перспективного диалога в рамках художественной словесности. Миф, присутствуя в произведении, посылают первый авторский сигнал о том, что здесь предстоит встреча с хорошо известным сюжетом. Скорее всего, он сохранит связь с родным контекстом, даст возможность еще раз пережить значимые события – но не как пересказ, украшающий известное повествование новыми деталями, а как инверсию привычных смыслов. |
Стихи Всеволода Емелина вряд ли понравятся читателю, поймавшему лирическую волну. Он — не трубадур, собирающийся вновь искать самые необходимые слова для выражения любви-страдания к даме, которую не суждено увидеть. Емелин — вагант, агрессивно смотрящий на мир, чуждый доброй сентиментальности и возвышенным сюжетам. Он напоминает рано стареющих шалопаев средневековья, прекрасно разбирающихся в литературе и богословии, но из-за проблем с характером неспособных окончить университет, стать обеспеченными мудрецами. |
Когда художественный текст рассказывает о судьбе России, интерес читателя усиливается. В русском контексте философия истории не приходит без богословия. Размышление о том, что происходит во времени, начинает отзываться в вечности. У Елены Колядиной («Цветочный крест») русский Бог зажат низкими инстинктами священников и простолюдинов. У Ильи Стогова («Русская книга») Бог обретается в желанной пустоте, которая приходит к человеку, узнающему, что вся русская история – выдумка, игра фантазирующих историков, часто недобросовестных. У Юрия Мамлеева в романе «Империя духа» пустота – постоянное искушение. Мамлеев умеет говорить о пустоте, вскрывая её метафизическую суть. Небытие всегда рядом, оно ближе, чем кажется. Римма, жена одного из героев «Империи духа», больше всего на свете любила спать. Сон убаюкивает перспективой грядущей смерти, искушает бесконфликтным небытием, в котором растворяются все проблемы, угасают дурные звуки агрессивного мира. Вика, супруга другого персонажа, мечтающая «получить ласку от творца миров», реализовала желание исхода более последовательно: в неё вошла «некая иная личность», «она перестала замечать мир», в глазах – «подозрительная неземная тишина, уверенность в смерти и отдалённость тоски». Это не должно удивлять, раз «весь тварный мир – пульсирующая агония». Спящие похожи на мёртвых. Мёртвые своим молчанием честно говорят о правде жизни и смерти. Гамлеты, измученные вопросами о смысле бытия, быстро превращаются в Йориков, которым уже ничего не надо. Зомбирование небытием Юрий Мамлеев всегда изображает убедительно. |
При уничтожении мира, превращении людской жизни в ничто можно обойтись без значимых врагов, масонских планов и специальной идеологии. Необходим человек, в котором созреет мысль о закономерном конце истории, о заслуженном финале, исключающем и счастье в границах земного существования, и посмертное пребывание в обителях, не знающих зла. Если уж Апокалипсис, то без всяких различий для правых и виноватых, без малейшей надежды на свет. Всё должно исчезнуть. Сначала в сознании обыкновенного человека, потом и в мироздании в целом. Этой готовности современного россиянина к небытию посвящён роман Юрия Козлова «Почтовая рыба», который стоит рассматривать в контексте популярной ныне эсхатологической прозы: здесь столь разные тексты, как «Пирамида» Леонида Леонова, романы Уэльбека и Бегбедера, Шарова и Пелевина. Современная литературная эсхатология заметно отличается от классической христианской: последнее – не в обуздании зла и воскрешении всех для суда, а в воцарении пустоты, снимающей оппозиции вместе с самим человеком, уставшим от двусмысленных сочетаний света и тьмы. |
Наши писатели продолжают удивлять своими откровениями о национальной жизни. Едва успела Елена Колядина (роман «Цветочный крест») сообщить о том, что Русь – это мир бранного эроса, патологической жестокости и неискоренимого язычества, Илья Стогов в романе «Русская книга» рассказал о том, что России, в которую можно и нужно верить, никогда не было. Сначала решали свои проблемы злые язычники, потом с ними соединились монголы – для удовлетворения инстинктов и поругания христианства, превращённого на нашей земле в религию жестокой власти и порабощения, ничего не знающей о распинаемой Любви. И Колядина, и Стогов солидарны в одном: как бы ни пыталась Россия казаться Третьим Римом, суждено оставаться ей оплотом садизма, низких грехов, пафосной мифологии и провинциального политеизма. Елена Колядина шалит, раскрепощается, радуется способности беззаботно болтать о похабном. Илья Стогов неулыбчив, серьёзен и концептуален. Автор «Цветочного креста» организовала – как смогла – стилизованный карнавал. В «Русской книге» – логика и системность: здесь царство мужской историософской мысли. Те, кто читает Владимира Шарова и Максима Кантора, Александра Проханова и Владимира Сорокина, знают, что современный русский роман часто стремится произнести итоговое слово о России, о тех конфликтах, которые определяют её судьбу. Литературная историософия востребована. Как и прежде, те, кто похож на славянофилов и евразийцев, борются с теми, кто напоминает западников. |
Кто и за что в ушедшем году получил «Русский Букер», знают многие. Елена Колядина, автор романа «Цветочный крест», вряд ли когда-нибудь слышала столько упрёков, насмешек и оскорблений в свой адрес. Она «не знает почти ничего о времени, о котором пишет» (Мартын Ганин), «делает какие-то совсем детские, невозможные ошибки» (Сергей Ходнев). «Цветочный крест» – «энциклопедия срама» (священник Алексий Мокиевский), «полубред» (Александр Хабаров), «чудовищное изделие» (Андрей Немзер), «позор Русского Букера» (Сергей Беляков). Священник Николай Толстиков «большего богохульства не встречал ещё нигде». «Премированный текст дурен», – уверена Майя Кучерская. |
Опубликовано в интернет-журнале "Парус" (http://www.hrono.ru/proekty/parus/ttrncv1210.php) 2010 г. |
Проханов А.А. Человек Звезды: Роман. – М.: Вече, 2012. – 352 с. – 7000 экз. Статья опубликована : "Литературная газета", №48 (6394) (2012-11-28) «Человек Звезды» убеждает меня, что Александр Проханов – главный противник романа в современной русской словесности. Даже увлекаясь мифом или стремясь стать им, роман отстраняется от ритуала, не часто обращается к созерцанию ада и рая, понимая, что его удел – разработанная портретность, пытающаяся зафиксировать неуловимость человеческого лица. Не ангелы и демоны, не святые и грешники прежде всего попадают в роман, а герой обыденности, какой бы яркой и фантасмагорической ни казалась эта обыденность. |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|