Воскресенье, 24.11.2024, 19:21Приветствую Вас Гость

ZARLIT

Каталог статей

Главная » Статьи » Блинова М. П.

Архитипический подтекст рассказов В. Пелевина

Многие рассказы В. Пелевина можно объединить в один гипертекст, который, в свою очередь, включает в себя интертекстуальные отрывки из произведений русских и зарубежных классиков. Таким образом, Пелевин создает текстовое многомерное пространство, открытое и парадигматически (произведения других авторов), и синтагматически (собственные тексты).

Рассказы объединяются в гипертекст при помощи знаковых деталей, ключевых фигур и идей, представляя собой разные стадии их развития, но при этом существует более глубинный уровень соединения - уровень реализации архетипов. Чем чаще повторяется ситуация, тем устойчивей оказывается архетип, поэтому наиболее яркие из них связаны с каждодневными бытовыми ситуациями, а именно: с образом матери, отца, ребенка, рождения, смерти и так далее: «эти обычные, повседневные, вечно повторяющиеся реальности создают самые могущественные из всех архетипов, непрерывающаяся активность которых проявляется всегда и везде, даже в таком рационалистическом веке, как наш» [3,53]. Из них архетип смерти, вероятно, один из сильнейших не только из-за его присутствия в жизни каждого человека, но и из-за мистической, непознаваемой сущности самой смерти.

На этой архетипической ситуации строится большинство рассказов Пелевина, в частности, «Вести из Непала», «Ника», «Хрустальный мир», «Реконструктор», «Ухряб». Все они так или иначе связаны со смертью: прежде всего, она явно присутствует в произведении, образуя ключевую сюжетную ситуацию – смерть главных героев («Ника», «Ухряб», «Вести из Непала») или второстепенных персонажей («Хрустальный мир»). Смерть героев предстает как иллюстрация основного принципа мировидения Пелевина – следствия некой первопричины и в рассказе выстраивается цепочка причин и следствий, приведших к такому результату (например, независимость и непостижимость Ники – обида хозяина – ссора – поиск примирения – Патриот – смерть Ники). Эти события составляют основной сюжетный костяк произведения, таким образом, ключевая ситуация смерти как бы выстраивает сюжет, подчиняя его своей логике.

Ситуация смерти дублируется и на архетипическом уровне, находя особенно яркое выражение в знаковых деталях пейзажа, в частности, в постоянном присутствии мифологемы воды: «Начал моросить отвратительный мелкий дождь…» («Хрустальный мир», [1, 159]); «Асфальт перед домом на глазах темнел – моросил мелкий дождь» («Ника», [1, 371]); «…Не обращая внимание на дождик пополам со снегом…» («Ухряб», [1, 287]). Вода как символ «двойственна, так как, с одной стороны, оживляет и приносит плодородие, с другой стороны, является намеком на погружение и гибель» [2, 96]. Это последнее значение находит свое выражение во всемирных потопах, которые знаменовали разрушение цикла развития цивилизации, уничтожение жизни на земле. Дождь, снег, туман в пейзаже развертывания данного сюжета актуализируют это архетипическое значение воды как древнейшего символа смерти. Более того, некоторые герои непосредственно находят смерть в воде: утонул Савинов, Маралов бросается в воду, наполненную снегом, как в воду.

Практически в каждом пейзаже присутствует туман: «…за окном висел ноябрьский чернобушлатный туман…» («Ника», [1, 367]); «…Один из клубов тумана…отделился от слоившейся между домами темной мглы» («Хрустальный мир», [1, 161]). Будучи «символом неизвестности, «серой зоны» между реальностью и ирреальностью», он указывает на присутствие потустороннего мира и одновременно создает впечатление неопределенности и зыбкости окружающего мира. Это также подчеркивается неярким светом и тусклостью красок окружающего пейзажа: «за окнами уже было темно» («Вести из Непала», [1, 186]); «…выглянул из тающего ночного мира в залитую серым светом комнату», «наугад взял их шкафа серенькую…книгу» («Ухряб», [1, 283]); «серая пленка облаков» («Ника», [1, 366]).

Таким образом, вода в пространстве действия несет в себе бессознательно заложенное значение смерти, и вместе с тем эти детали представляют внешнее пространство как нечто вязкое и осязаемо-неопределенное, создавая ощущение ее присутствия в мире. Интересна повторяющаяся деталь – ветер: его древнейшее значение «космического дарителя жизни… силы, управляющей направлениями космоса» [2, 40] и вместе с тем «мощного символа изменений, непостоянства» [2,41] присутствует в текстах Пелевина – это и «неясная надежда» («Ника»), и непостоянство, бренность жизни, и знак присутствия высшей космической силы, управляющей миром.

Противопоставление света и тьмы как древнейших архетипических символов жизни и смерти также встречается в рассказах Пелевина, объединенных данным сюжетом. Ярким примером этого может служить  «Хрустальный мир», где охраняемая героями улица тонет во мраке, с которым контрастируют несколько фонарей и освещенное окно. Знаки смерти постепенно нарастают в тексте, приближаясь к ситуации Апокалипсиса: «черные окна» [1, 157], «склизкий тротуар» [1,157]; происходит инверсия живого и мертвого – улица кажется мертвой, но оживают неподвижные статуи – кариатиды, орлы, появляются звуковые архетипы смерти: вой собаки (собака – еще один древний символ потустороннего мира, сопровождающий ситуацию смерти во многих рассказах Пелевина), вой труб при отсутствии ветра, вызывающий в сознании читателя ассоциацию с трубами Судного дня. Усиливается темнота (гаснут фонари и освещенное окно) – «сырой и холодный мрак» [1, 158], появляются «клубы черного тумана» [1, 161], все более теряется четкость очертаний, присутствие воды становится ощутимым. Происходит бессознательное усиление присутствия иррационального зла – герои чувствуют «смятение духа», «наваждение». Показывается картина прекрасной, с их точки зрения, смерти – с оружием в руках и на посту. Однако здесь же свет оставшегося фонаря как символ жизни дополняется архетипом высоты, полета, которые, по мнению Дюрана, являются «противоядием тьмы»: «улица круто шла вверх и становилась шире» [1, 168].   Подобное дублирование основного сюжета борьбы жизни и смерти на архетипическом уровне в более скрытой форме реализуется и в других рассказах («Вести из Непала», «Ника», «Ухряб»).

В пейзажах некоторых рассказах за счет использования мифологем тьмы, тумана, звуковых архетипов начинают проступать черты ада, что подчеркивается литературными аллюзиями: «Всякий входящий в производственный помещения!» («Вести из Непала», [1, 172]), «В домах горело только пять или шесть окон, и они походили на стены той самой темной расщелины, за которой, если верить древнему поэту, расположен вход в ад» («Хрустальный мир», [1, 154]). Как реализация ситуации Апокалипсиса в текстах также присутствует всадник на белом коне, 12 всадников, город «золотой» в хрустальном шаре - Россия, в которой ясно угадываются черты библейского города избранных из Откровения Иоанна Богослова («Хрустальный мир»). Таким образом, в текстах с данным сюжетом присутствуют и  религиозные архетипы: не только ад и Апокалипсис, но и гибель Учителя-Спасителя (Ника, Маралов и др.).

Кроме присутствия архетипических символов, для рассказов Пелевина характерна также особая система устойчивых знаков, которые повторяются в разных рассказах и так или иначе сопровождают ситуацию смерти (авторские архетипы): коричневый цвет (шарф «цвета хозяйственного мыла» Маралова; коричневый дом, где звучит музыка («Хрустальный мир»); мерседес коричневого цвета в сцене смерти Ники, вещественное воплощение цвета – экскременты в рассказе «Девятый сон Веры Павловны»). Значение коричневого цвета – «смирение, отречение, бедность… Отсюда – и коричневые одежды христианских монашеских орденов», помимо этого четко прослеживается ассоциация этого цвета с экскрементами, которые являются символом «части жизненных сил человека, которые могут быть очищены и сохранены для дальнейшего использования» [2,406]. Таким образом, смерть воспринимается как отречение и очищение от житейских суетных богатств, переход части жизненных сил человека на иную ступень «использования».

В текстах, кроме использования отдельных символов, также воспроизводятся архетипические ситуации: «учитель-ученик», «воин-защитник», ситуация ожидания, борьба жизни и смерти и т.д. Особенно интересно постоянное присутствие ситуации «учитель-ученик» (Ника (учитель) и автор, Юрий и Николай, Маралов и Петька, Стецюк и рецензент (учитель)), она неизбежно сопровождает основной архетип, что подчеркивает восприятие Пелевиным смерти как какой-то «учительной ситуации». Но все учителя оказываются связанными с духовным пространством буддизма и учат они буддийской философии – отказу от привязанностей, спокойствию, ощущению бренности мира и всеобщей пустоте. Это буддийское пространство так или иначе присутствует во всех текстах: как прямая ссылка (Непал), сны героев, знаковые детали или буддийские символы (пагода, мудра, пузыри на лужах). Т.о. в общем гипертексте Пелевина осуществляется уничтожение основных категорий бытия: любви («Вести из Непала»), красоты («Ника»), Бога («Реконструктор»), мира («Хрустальный мир»), знака («Ухряб»), вместо этого остается буддийская пустота. Но при всей внешней безысходности и разрушении мира ситуация смерти в рассказах Пелевина на уровне древнейшего подтекста несет и значение возрождения, перехода к иному состоянию, пост-апокалиптическому, поэтому ее можно воспринимать как «учительную ситуацию», переход ко всеобщей буддийской пустоте, погружение в нирвану.

Но присутствие данных смыслов на уровне подтекста, обращение к бессознательным структурам и символам формируют некое поле неопределенности значения самой ситуации смерти, отражая невозможность ее однозначной интерпретации. Жизнь также воспринимается Пелевиным как непознаваемая совокупность причин и следствий, которую нам не дано ни познать, ни изменить, поэтому остается лишь отстраниться от нее, став по-буддийски спокойным. В этом ощущается присутствие все того же архетипа «учитель-ученик», только в роли ученика выступает читатель, автор стремится сообщить ему некую истину, пусть в роли нее выступает и буддийская пустота. Таким образом, исследование архетипического подтекста в качестве основного принципа интерпретирования данных рассказов позволяет не только глубже проникнуть в смысл текста, но и вычленить глубоко спрятанную за внешней безразличностью авторскую дидактику.


Библиографический список

1. Пелевин В.О. Желтая стрела. – М., 1999

2. Энциклопедический словарь символов / Авт.-сост. Н.А. Истомина.–М., 2003

3. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. – СПб., 1997

Категория: Блинова М. П. | Добавил: Hamlet (19.08.2011)
Просмотров: 1999 | Рейтинг: 5.0/1
Категории раздела
Татаринов А. В. [39]
Чумаков С. Н. [6]
Гончаров Ю. В. [5]
Татаринова Л. Н. [8]
Блинова М. П. [13]
Ветошкина Г. А. [4]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0