Вторник, 19.03.2024, 08:34Приветствую Вас Гость

ZARLIT

Дискуссионный клуб "XXI век"


Примерно один раз в месяц кафедра зарубежной литературы становится клубом встреч мыслящих и ищущих людей, литературной гостиной, дискуссионным центром. Здесь обсуждаются самые различные вопросы литературы, истории, религии, культуры, философии, этики и морали. Мы поставили перед собой цель, во-первых, дать возможность студентам свободно обмениваться мнениями по серьёзным проблемам, во-вторых, познакомить их с крупными явлениями культуры ХХ – XXI веков, не входящими в учебные программы, в-третьих, приобщить студентов к научным интересам преподавателей. У нашей кафедры есть своё научное направление. Мы представляем собой проблемную группу, занимающуюся вопросами мифологизма в западноевропейских и американской литературах. На эту тему нами создано несколько научных монографий, учебных пособий и словарей. Немало заседаний клуба было также посвящено проблемам мифа – «Миф и литература ХХ века», «Миф о Гамлете», «Миф в постмодернизме». Однако эти встречи не носят строго научного характера: разговор о мифологизме в современной культуре часто переходит в жаркие дискуссии по проблемам религиозной веры, смысла жизни и обсуждение жизненных ситуаций.

На клубе выступают преподаватели других кафедр, студенты факультетов РГФ, журналистики, биологического, а также выпускники филологического факультета.

Каждая встреча в клубе – это творчество, вернее, со-творчество и живая, непосредственная атмосфера с незапланированным течением. Так, например, беседа о Гамлете закончилась чтением стихов самодеятельных поэтов.

Несколько лет назад клуб носил название «XX век». Почему? ХХ век в культуре – это уже завершившийся и в то же время наиболее близкий нам большой и важный период, ознаменовавшийся переворотами, литературными экспериментами и кризисами. Он ещё далеко не до конца осмыслен. Мы обращались к наиболее сложным, интеллектуальным и малоисследованным авторам мировой литературы прошлого столетия (аргентинскому писателю начала века Борхесу, немецкому автору конца века Зюскинду). Небольшие по объёму рассказы-притчи Борхеса давали возможность их полного прочтения на заседаниях клуба и коллективного комментирования. Толкования притч были самыми разными. Романы Зюскинда «Парфюмер» и повесть «Голубка» также вызвали многочисленные споры и дискуссии. Эти произведения позволили студентам прояснить для себя теоретические проблемы постмодернизма.

Первое десятилетие ХХI века окончилось, и мы, не останавливаясь на его предшественнике, также смотрим назад, в прошлое, в историю литературы, переосмысляя заново многие вещи. С этой точки зрения интересными были заседания, посвящённые шекспировскому Гамлету, библейским апокрифическим текстам и многим другим темам неослабевающего научного интереса.

Несколько слов о Гамлете, ставшем одной из ключевых фигур дискурса. Шекспировский Гамлет стал своеобразным мифологическим архетипом для многих писателей ХХ века (Фолкнера, Уоррена, Мердок, Пастернака и др.). В ходе неоднократных обращений к образу, мы пришли к выводу, что у каждой эпохи свой Шекспир и свой Гамлет. Что позволило шекспировскому Гамлету стать мифом? Как был переосмыслен источник, к которому обращался Шекспир (архаические легенды и произведения средневекового автора Саксона Грамматика)? Почему появилось множество различных (иногда взаимоисключающих) толкований Гамлета? Эти и другие вопросы стали предметом активного, живого обсуждения.

Зачастую инициатива в предложении тем исходит от студентов. Нет ограничений в желании познания и научной заинтересованности в проблеме. Текст, не дающий покоя личной душе, часто становится предметом общего размышления.

Если у вас есть, что сказать и о чем спросить – ждем вас на кафедре!

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0